Aggorod.ru

Энциклопедический ресурс

Mass Effect 3
Mass Effect


Обложка игры (PC-версия)

Разработчик
Издатель
Локализатор
EA Russia
Часть серии
Дата анонса
11 декабря 2010 года
Даты выпуска
Жанр
Возрастной
рейтинг
ESRB: Mature
PEGI: +18
Носители
Платформы
Игровой движок
Режим игры
Управление
Сайт
http://masseffect.bioware.com

Mass Effect 3 (МФА: [mæs ɪˈfɛkt θɹi]) — компьютерная игра жанра Action/RPG канадской компании BioWare, третья часть одноимённой серии игр. Издателем выступает компания Electronic Arts[1]. Mass Effect 3 вышла 6 марта 2012 года[2] на персональных компьютерах, Xbox 360 и PlayStation 3.

Примечательно, что в Mass Effect 3, в отличие от предыдущих частей серии, присутствует многопользовательский режим игры[3].

Содержание

Сюжет

Действие игры начинается в одном из больших городов на Земле — Ванкувере. Капитан Шепард, протагонист предыдущих игр серии, находится на Земле в качестве подследственного в связи с сотрудничеством с «Цербером» и уничтожением ретранслятора. В связи с приближением Жнецов к Земле, Шепарда вызывают в Совет Альянса, где он должен представить свое видение ситуации и предложить меры по борьбе со Жнецами. В этот же момент начинается экспансия Жнецов в Солнечную систему и вторжение на Землю. Шепарду приходится срочно покинуть планету, чтобы отправиться за помощью.

Первой остановкой становится Марс, где команда Нормандии находит Лиару Т’Сони и чертежи некоего протеанского оружия (т. н. «Горна»), созданного протеанами для уничтожения Жнецов. Здесь же Шепард впервые сталкивается с «Цербером», который имеет собственное понимание способов борьбы со Жнецами.

На протяжении игры Шепарду предстоит заручиться поддержкой других рас галактики, разрешая давние конфликты между ними, помогать союзникам в сложных ситуациях, а также находить необходимые ресурсы для постройки «Горна».

Ближе к концу игры Шепард узнает расположение тайной базы «Цербера», где ему предстоит достать необходимую для завершения «Горна» информацию. Шепарду удается найти протеанские данные, из которых становится ясно, что для полноценного функционирования «Горна» необходим «Катализатор», которым является Цитадель. В то же время выясняется, что Призрак информировал Жнецов о проекте «Горн», из-за чего Цитадель была направлена на орбиту Земли, где находится большинство сил Жнецов.

В это же время в Лондоне Жнецы построили специальное устройство для транспортировки мертвых тел людей на Цитадель. Альянс и все собранные Шепардом союзники атакуют Жнецов, чтобы получить доступ к этому устройству. Ценой огромных потерь Шепарду и адмиралу Андерсону все-таки удается попасть на Цитадель.

Здесь они встречают Призрака, полностью подконтрольного Жнецам, и останавливают его, тем самым обеспечив успешную стыковку «Горна» с Цитаделью, что, однако, не активирует его. Шепард теряет сознание.

После пробуждения он обнаруживает некий разум, который именует себя «Катализатором». Выясняется, что именно «Катализатор» создал Жнецов и циклы уничтожения. Катализатор объясняет Шепарду, что «творение всегда будет бунтовать против своего творца, создавая хаос». По словам «Катализатора», если позволить цивилизации развиваться дальше, то в итоге она создаст искусственный интеллект, способный поработить их самих, и, таким образом, уничтожит всю органическую жизнь во Вселенной. Чтобы избежать этого были созданы циклы уничтожения, когда наиболее продвинутые расы галактики уничтожались Жнецами, после чего из них создавались новые Жнецы. Также «Катализатор» сообщает Шепарду, что данное решение больше не работает и что именно ему необходимо сделать выбор, который и определит дальнейшую судьбу галактики.

В игре доступны 3 концовки, причём лишь судьба Земли существенно зависит от степени готовности.

Завершение игры

Уничтожение: Капитан Шепард использует Горн, чтобы уничтожить всех синтетиков, в том числе гетов и СУЗИ, а также уничтожаются ретрансляторы. Если сила собранных игроком войск достаточно велика, Шепард может выжить.

Контроль: Капитан Шепард берет управление жнецами под свой контроль. Тело капитана будет поглощено, разум будет интегрирован в Цитадель. Ему предстоит найти новое «решение». В процессе передачи сигнала с новым кодом для Жнецов, уничтожаются все ретрансляторы.

Синтез: Капитан Шепард использует Горн, чтобы создать некую сеть, объединяющую как органиков, так и синтетиков. По словам Катализатора, при этом выборе будет достигнута вершина эволюции, а цикл будет завершен. В процессе передачи кода уничтожаются все ретрансляторы.

Скандал вокруг концовки игры

Фанатов сильно расстроила концовка игры, что привело к скандалам и акциям протеста. Так, на BioWare Social Network возникла новая фанатская инициатива: пользователь, скрывающийся под ником LoganKey, предложил ответить BioWare на концовки Mass Effect 3 их же монетой: в знак ироничного протеста, фанаты закажут в офис студии-разработчика в Эдмонтоне кексы трёх разных цветов, но… одинаковые на вкус.

Акция проходит под соответствующим девизом: «Неважно, какой цвет выбирать, вкус у всех одинаков»[4].

15 марта в своем блоге писатель-фантаст и автор сюжета игры Дрю Карпишин, в связи с завалом его почты и твиттера сообщениями от фанатов Mass Effect, прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг МЕ3:

«Во-первых, позвольте сказать, что Mass Effect это общепризнанная фантастическая игра с рейтингом на MetaCritic более 90 %. И это не остановило поток жалоб относительно концовки, хотя … наверное, и не должно было. Если вы играли в игру, то у вас есть право выразить свое мнение в свободной форме. Так же я слышал мнения людей, которым концовка понравилась, но их сообщения терялись в общем потоке недовольств» — написал он в своем обращении. Также добавил, что в игру не играл, и такая возможность у него вряд ли появится в ближайшие месяцы[5].

21 марта в своем блоге Рэй Музика, соучредитель и генеральный менеджер BioWare, прокомментировал ситуацию, сложившуюся вокруг концовки Mass Effect 3. Он заявил, что его удивила реакция фанатов, поскольку игра получила высокие оценки от критиков и некоторых изданий, но только не от фанатов. Он также добавил, что команда, работающая над концовкой безропотно должна принять их отзывы и критику.

Опираясь на полученную информацию, исполнительный продюсер Кейси Хадсон и команда разработчиков кропотливо прорабатывают варианты игрового контента, который поможет ответить на возникшие вопросы и даст более ясную картину произошедшего[6]. В результате к лету появится специальное бесплатное дополнение (DLC), который разовьет концовку и более подробно опишет разные варианты завершения игры.

Также фанаты отмечают, что сама идея жатвы выглядит странно, поскольку:

  • геты в результате усилий Шепарда соглашаются на сотрудничество с органической жизнью, как равно и ранее не предпринимали первыми активных наступательных действий.
  • именно обновленный код, полученный непосредственно от Жнецов делает возможным разумный компромисс для сосуществования гетов и кварианцев на Раннохе.
  • не приводит к гарантированному уничтожению органической жизни и появление полнофункционального ИИ «СУЗИ» и «ЕВА». Более того, между ними и органической жизнью не появляется конфликта.
  • самосохранение для ИИ не является фундаментальным как для органической жизни, приобретшей это чувство эволюционно. ИИ с легкостью жертвует платформами, мощностями, серверами и своим существованием. Поэтому само восстание машин с точки зрения современных концепций оценки глобальных рисков маловероятно[7] и не гарантированным, как полагает Катализатор, у которого было время убедиться в ошибочности собственных оценок относительно неизбежности конфликта органической и синтетической жизни.

Напарники

Эти персонажи встречаются в игре в качестве напарников, если они выжили в предыдущих частях Mass Effect. (Лиара Т’Сони, СУЗИ и Дэвид Андерсон появятся в любом случае — они не могут погибнуть в ходе предыдущих частей игры)

Постоянные

СУЗИ в теле ЕВЫ(роботизированный ИИ Цербера)
Явик, последний выживший из расы протеан
  • Эшли Уильямс — появляется в начале игры и помогает при эвакуации Шепарда вместо Кайдена, если Эшли выжила в Mass Effect. Возможный романтический интерес Шепарда-мужчины. Во время атаки на Цитадель может погибнуть. Шепард может не брать в команду, а отправить служить под началом Хекета.
  • Кайден Аленко — появляется в начале игры и помогает при эвакуации Шепарда вместо Эшли, если Кайден выжил в Mass Effect. Возможный романтический интерес Шепарда любого пола. Во время атаки на Цитадель может погибнуть. Шепард может не брать в команду, а отправить служить под началом Хекета.
  • Гаррус Вакариан — если выжил во второй части, то присоединяется во время миссии на луне Палавена. Если Шепард-женщина завела с ним отошения в Mass Effect 2, то она может их продолжить. Если нет — он заведёт романтические отношения с Тали ближе к концу игры.
  • Тали’Зора — если выжила во второй части, то появляется перед миссией по атаке дредноута гетов. Если Шепард-мужчина завёл с ней отошения в Mass Effect 2, то он может их продолжить. Если нет — она заведёт романтические отношения с Гаррусом ближе к концу игры. Может совершить самоубийство, в результате действий игрока.
  • Лиара Т’Сони — присоединяется к Шепарду во время миссии на Марсе, где она изучает Протеанские архивы. Возможный романтический интерес Шепарда любого пола.
  • Джеймс Вега — появляется в начале игры и помогает эвакуировать Шепарда с Земли. Называет капитана мужского пола «Локо», что в переводе с испанского значит «сумасшедший», капитана женского пола называет «Лола».
  • СУЗИ — получила искусственное тело и может отправляться с командой на задания.
  • Явик — последний представитель древней расы протеан из DLC «From Ashes».

Временные

Встречаются в качестве сюжетных персонажей, если выжили в предыдущих частях игры.

  • Дэвид Андерсон — может погибнуть в финале игры от выстрела Призрака или от кровотечения, если его спасает игрок.
  • Миранда Лоусон — может погибнуть на Горизонте от руки Кай Лена, иначе убивает своего отца (Может умереть сама от полученных ранений, а может и не умереть). Возможен романтический интерес Шепарда-мужчины. Если Шепард-мужчина завёл с ней отошения в Mass Effect 2, то он может их продолжить.
  • Джейкоб Тейлор — ушёл от «Цербера» вместе с группой учёных, в дальнейшем отправляется строить «Горн». Женат и ожидает ребёнка, так что продолжение романа с ним для Шепарда-женщины невозможно.
  • Мордин Солус — при условии, что он выжил в Mass Effect 2, может погибнуть на Тучанке, если дать ему излечить генофаг, иначе присоединяется к проекту «Горн».
  • Тейн Криос — может погибнуть от руки Кай Лена во время атаки на Цитадель, если выжил в Mass Effect 2. В противном случае его роль в поединке с Кай Леном заменяет майор Киррахе с тем же результатом.
  • Урднот Рекс/Урднот Рив — оба могут погибнуть на Тучанке. Если нет, то помогает турианцам противостоять Жнецам.
  • Джек — стала учителем в академии для биотиков, в дальнейшем отправляется на войну, вместе со своими курсантами (при условии, что она выжила в МЕ2). Если слишком долго не обращать внимания на задание, в котором она появляется, поступает сообщение, что академия уничтожена. В миссии атаки на базу «Цербера» её приходится убить, так как она изменена и подчинена учёными «Цербера». Если пройдена миссия на лояльность, Джек выживает и воюет со Жнецами вместе с учениками-биотиками.
  • Легион — был захвачен гетами-еретиками, погибает на Раннохе от рук Шепарда и Тали, либо пожертвовав собой ради гетов. Если Вы отдали его «Церберу» во второй части, он появится в качестве врага на базе «Цербера». Если не выжил Mass Effect 2, то его роль заменяет другой гет аналогичной модели (минус деталь брони Шепарда).
  • Самара — ищет двух своих дочерей в монастыре для Ардат-Якши, в дальнейшем отправляется на войну. Может совершить самоубийство.
  • Касуми Гото — расследует дело предателя-ханара на Цитадели, в дальнейшем отправляется строить «Горн».
  • Заид Массани — продолжает деятельность наёмника, в дальнейшем отправляется на войну.
  • Моринт — превращается в банши, которую потребуется убить в миссии на Земле, при условии, что она выжила в Mass Effect 2.
  • Урднот Грюнт — командует отрядом элитных бойцов армии кроганов. В миссии на земле командует отрядом кроганов и может погибнуть во время операции. Если Вы отдали его «Церберу» во второй части, его останки можно обнаружить на базе «Цербера»

Мультиплеер

Мультиплеер представляет собой кооперативный режим на четырёх человек. В кооперативе имеется несколько карт в разных частях галактики, а режим игры всего один: Выживание. В кооперативе игрокам предстоит отбивать волны противников, всего 10 волн, 11 — последняя, необходимо продержаться 2 минуты до прибытия эвакуационного транспорта. Этих самых противников столько же, сколько и в одиночной компании: Жнецы, агенты «Цербера», и геты. Так же имеется выбор сложности миссий: Бронза — легкий уровень сложности; Серебро — средний; Золото — Тяжелый (Хардкор). В кооперативе есть все классы из одиночной компании, и представители всех рас. Также в игре есть магазин, в котором есть три варианта покупки, отличающихся стоимостью, количеством и мощностью предметов. Для выдачи предметов в купленом наборе задействована система рандома. Играя в кооперативный режим вы повышаете уровень готовности галактики в одиночной игре, тем самым повлияв на концовку игры.

История разработки

До анонса

18 декабря 2009 года Кейси Хадсон (англ. Casey Hudson), глава команды разработчиков «Mass Effect 2» и «Mass Effect 3», дал интервью сайту Destructoid, в котором говорил о ещё разрабатываемой на тот момент «Mass Effect 2» и о «Mass Effect 3». В этом интервью он подтвердил, что «Mass Effect 3» выйдет на консоли Xbox 360, сообщил о предварительной дате выхода, которая назначена на конец 2011 — начало 2012 года. Он сообщил, что Bioware уже начала работы над Mass Effect 3: «Мы уже сейчас работаем над Mass Effect 3. Мы хотим разрабатывать эту игру с учетом реакции игроков на Mass Effect 2. У нас много планов на DLC для Mass Effect 2, и их наличие мы обязательно будем учитывать при создании Mass Effect 3»[8][9][10].

10 января 2010 года на выставке CES 2010 в интервью сайту IGN.com Кейси Хадсон (англ. Casey Hudson) заявил, что разработчики трудятся над сюжетной составляющей «Mass Effect 3»[11].

21 января 2010 года Грег Зещук (англ. Greg Zeschuk), один из основателей Bioware, заявил в интервью Kotaku.com, что на момент этого интервью Mass Effect 3 находится в стадии предварительного планирования. Также он сообщил, что система импорта персонажа из Mass Effect, реализованная в Mass Effect 2, будет также представлена и в «Mass Effect 3». Кроме этого, он сообщил, что Bioware не собирается останавливать развитие серии с окончанием трилогии и даже после выхода Mass Effect 3 компания планирует выпускать новые игры серии[12][13].

23 марта 2010 года глава компании BioWare Рей Музика (англ. Ray Muzyka) публично заявил, что третья часть трилогии обойдет своего предшественника — «Mass Effect 2», — по всем параметрам и поднимет качество подобных проектов на новый уровень[14]. «В Mass Effect 2 мы задрали планку на очень высокий уровень, однако, знаете что, мы собираемся переплюнуть эту игру с Mass Effect 3», — заявил Музика[15].

28 марта 2010 года сотрудница BioWare Кристина Норман (англ. Christina Norman) подтвердила факт работы над «Mass Effect 3». Она намекнула на то, что на момент этого заявления BioWare разрабатывает новую систему геймплея под кодовым названием «Project Wombat»[16].

30 марта 2010 года руководитель американской компании Epic Games Марк Рейн (англ. Mark Rein) в интервью британскому журналу Develop сообщил, что игра Mass Effect 3, как и две предыдущие игры серии, будет использовать игровой движок Unreal Engine 3[1][2].

21 мая 2010 года Кейси Хадсон в интервью VideoGamer.com сообщил информацию о мини-игре, которая заключается в сканировании планет в поисках различных минералов и прочих ресурсов. В интервью он сообщил, что эта мини-игра понравилась игрокам «Mass Effect 2», поэтому она перейдёт в «Mass Effect 3»[17]. В этом же интервью Хадсон рассказал о сюжетной связи между «Mass Effect 2» и «Mass Effect 3». Он сообщил, что запланированы к выходу несколько сюжетных дополнений для «Mass Effect 2», которые будут связывать сюжеты этих двух игр[18].

4 августа 2010 года в интервью PC Zone Кейси Хадсон заявил, что действия игроков в первых двух частях серии «Mass Effect» окажут влияние на развития и особенности сюжета третьей части. «Мы планируем сделать ещё большую зависимость событий в новой игре от поступков, которые вы совершали в первой и второй частях, — сообщил Хадсон. — Если говорить более конкретно, то речь идет более, чем о 1000 переменных, на основании которых и будет формироваться уникальный игровой опыт для каждого игрока в Mass Effect 3». Вместе с тем Хадсон заявил, что разработчики не планируют вносить какие-то радикальные нововведения в «Mass Effect 3», так как главные изменения были уже сделаны в «Mass Effect 2»[19].

8 сентября 2010 года сайт Examiner, ссылаясь на своих надежных информаторов, сообщил, что на выставке PAX 2010 разработчики «Mass Effect 3» за закрытыми дверьми сообщили о дате официального анонса игры. Согласно этой информации, официальный анонс «Mass Effect 3» должен состояться в октябре 2010 года, а среди целевых платформ присутствуют PC, Xbox 360 и PlayStation 3[20].

9 декабря 2010 года на сайте журнала «Computer and Video Games» был опубликован скриншот, который якобы был взят из грядущего трейлера новой игры от BioWare. Источник, который предоставил изданию данный скриншот, не заявил открыто, которой именно игре принадлежит данный скриншот. Однако сайт Joystiq, ссылаясь на свои внутренние источники, заявил, что данный скриншот принадлежит именно «Mass Effect 3»[21].

После анонса

12 декабря 2010 года на VGA 2010 состоялся официальный анонс Mass Effect 3, а также появился первый трейлер. По предварительным данным, игра выйдет в конце 2011 года на PC, Xbox 360 и PS3[22]. Скриншот, опубликованный Computer and Video Games 9 декабря, был сделан из вышеуказанного трейлера.

11 февраля 2011 года BioWare сообщила, что композитором Mass Effect 3 стал британский музыкант Клинт Мэнселл. До этого Мэнселл никогда ранее не писал музыку для игр[23].

Конец марта—начало апреля 2011 года: подтверждение присутствия Джокера и СУЗИ в игре[24][25].

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12], стали известны новые факты:

  • Игра начинается с прибытия Шепарда на Землю
  • Шепард под следствием в связи с событиями «Прибытия»
  • Во время судебного разбирательства над Шепардом Жнецы начинают вторжение
  • Пролог: Шепард убегает на Нормандии и начинает заниматься поиском союзников для противостояния войскам Жнецов
  • Подтверждены такие напарники: Эшли Уильямс/Кайден Аленко, Лиара Т’Сони, Гаррус Вакариан, Тали’Зора вас Нормандия, Джеймс Вега (первоначально — Сандерс[26])
  • Подтверждено появление персонажей: Урднот Рекс, Мордин Солус, Легион, Дэвид Андерсон, Тейн Криос, Джек, Миранда Лоусон
  • В игре будет «ранее в Mass Effect». Комикс, в котором будет возможность выбрать некоторые решения из предыдущих частей, если вы начали играть без сохранений
  • Призрак играет очень важную роль в игре
  • «Цербер» хочет убить Шепарда
  • Улучшены RPG элементы
  • Больше свободы в развитии персонажа
  • Более разветвленное древо умений
  • Навыки будут улучшаться не единожды
  • Оружие будет на манер Mass Effect 2 списком
  • Вернулись моды на оружие. Теперь они не только улучшают их возможности, но и изменяют внешний вид
  • Теперь все классы могут пользоваться всеми типами оружия, но будет ограничение по слотам на количество доступных одновременно: Солдаты могут носить все виды оружия сразу, Адепты, Инженеры, Стражи имеют ограничение на два, в то время как Штурмовик и Разведчик на три вида оружия
  • Разные концовки игры
  • Кто будет в вашей команде и кто будет вашими союзниками, сильно повлияют на концовку игры

Из PSM3 за июнь 2011 стали известны следующие новые подробности:

  • Звуковым сопровождением занимается студия DICE.
  • Можно будет посетить: родину кварианцев — планету Раннох, оккупированную гетами; шахты Марса; гигантский город на Земле, образовавшийся на северо-западном побережье Северной Америки при слиянии Сиэтла и Ванкувера (название города не разглашается).
  • Различные решения, принятые в предыдущих частях, обернутся непредсказуемыми и масштабными последствиями. В пример приводится решение, касающееся судьбы рахни.
  • Подтверждено появление в игре следующих персонажей: Тали, Мордин, Джек (подвергшаяся редизайну: она повзрослела и немного «выпустила пар»), Легион, Тейн Криос, Миранда Лоусон.
  • Сюжет МЕ3 по структуре больше напоминает сюжет МЕ1: по мере развития истории мы будем собирать всё новые кусочки информации, и в итоге перед глазами предстанет полная картина происходящего.
  • Помимо колоссальных дредноутов Жнецов мы встретим более мелкие вражеские суда, а также в качестве врагов предстанут многочисленные результаты экспериментов Жнецов, в том числе и над расами, павшими жертвой Цикла. В пример приводится тварь под названием Каннибал — отчасти батарианец, отчасти человек, отчасти Жнец.
  • Бои стали менее линейными по сравнению с Мass Effect 2.
  • Новые бойцы «Цербера»: Фантомы и Мстители.
  • История по большей части выстроена вокруг масштабных событий галактической войны, а не вокруг локальных перестрелок. В пример приводится битва Жнеца и молотильщика[27].

4 мая 2011 года стала известна примерная дата выхода — первый квартал 2012 года[28].

16 октября 2011 года стала доступна информация о мультиплеере[29].

7 декабря 2011 года озвучивающий Кайдена Аленко Рафаэль Сбарж написал в своём Твиттере, что закончил озвучку своих реплик, и, по его словам, из всего актёрского состава его запись была самой последней[30].

Презентация на E3

На выставке Electronic Entertainment Expo 2011, прошедшей с 6 по 9 июня 2011 года, был представлен новый рекламный трейлер с теперь уже чёткой датой выхода — 6 марта 2012 год. 7 июня 2011 года BioWare объявили дату выхода игры в России — 9 марта 2012 года. На следующий день выяснилось, что была допущена ошибка, дата выхода изменена на 7 марта 2012 года. Игра была номинирована на множество наград выставки: Лучшая игра выставки, Лучшая игра Xbox360, Лучшая игра PC, Лучшая RPG, Самая ожидаемая игра и Лучший трейлер. Победила только в номинации Лучшая RPG. Кроме того, было презентовано, что игра будет поддерживать Kinect, с помощью голоса можно будет отдавать приказания сопартийцам и выбирать ответы в диалогах.

Твиттер Кейси Хадсона

  • В Mass Effect 3 на Эшли, как и на других сопартийцев, можно будет одеть броню и шлем. Пока разработчики показали лишь малую часть того, что ожидает нас в игре.
  • Отображение шлема будет настраиваемым. Мы сможем бегать всегда в шлеме или без, и даже убирать шлем на время диалогов[31].

Comic-Con 2011

В ходе выставки Comic-Con были обнародованы следующие факты:

  • Присутствие Призрака в Mass Effect 3 подтверждено
  • Продолжительность Mass Effect 3 будет примерно такая же, как у Mass Effect 2
  • В зависимости от того, проходили ли вы сюжетные DLC «Логово Серого Посредника» и «Прибытие» или нет, будут меняться события игры
  • Игроки смогут продолжить старые романтические отношения или начать новые, в том числе и с представителями своего пола
  • В зависимости от принимаемых решений Шепард может конфликтовать с сопартийцами. На почве расхождений во взглядах они могут даже покинуть команду[32]
  • Успехи Жнецов в войне будут отображаться на карте галактики
  • Прерываний диалогов станет больше
  • Останется сканирование планет, однако изменится механизм нахождения побочных миссий[33]


Демо

14 Февраля 2012 года была выпущена демо-версия игры[34]. Одиночная кампания включает две миссии: стартовая миссия на Земле и задание на Сур’Кеше — родной планете саларианцев. Также демо-версия включает мультиплеер, который был доступен до 5 марта.

Рецензии и оценки

Рецензии
Зарубежные издания
Издание Оценка
1UP.com A[35]
Edge 8/10[36]
Eurogamer 10/10[37]
G4 5/5[38]
Game Informer 10/10[39]
GameSpot 9.0/10[40]
GameTrailers 9.5/10[41]
IGN 9.5/10[42]
PC Gamer US 93/100[43]
Российские издания
Издание Оценка
Absolute Games 85 %[44]
PlayGround.ru 8,1/10[45]
Игромания 9/10[46]


В целом игра была тепло встречена в игровом сообществе. Несмотря на недовольство, среди некоторых игроков, финалом игры, в большинстве рецензий концовку считают логичной, а недовольство фанатов — знаком неравнодушия к вселенной Mass Effect[47].

Отдельной критики заслужил мультиплеер и его привязанность к одиночной кампании. Высказывается мнение, что мультиплеер добавлен «для галочки», а его влияние на показатель галактической готовности — «странное и не очевидное нововведение»[48].

Примечания

  1. ↑ Игра Mass Effect 3 построена на движке Unreal Engine 3. 3DNews (30 марта 2010 года). Проверено 31 марта 2010.
  2. ↑ Mass Effect 3 на Unreal Engine 3. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  3. Lenta.ru: Игры: В Mass Effect 3 будет кооперативный режим
  4. Фанаты Mass Effect 3 протестуют против концовки… кексами.
  5. Дрю Карпишину нечем обрадовать фанатов
  6. Обращение Рэя Музики
  7. Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков
  8. Interview: Casey Hudson, Mass Effect 2 project lead  (англ.). Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  9. Mass Effect 3 можно ждать в 2011 году. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  10. Mass Effect 3 уже разрабатывается. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  11. BioWare уже трудится над сюжетом Mass Effect 3. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  12. Mass Effect 3 не завершит серию. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  13. Bioware думает о Mass Effect 3. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 31 марта 2010.
  14. Компания BioWare рассказывает о Mass Effect 3. 3DNews (25 марта 2010 года). Проверено 31 марта 2010.
  15. BioWare: Mass Effect 3 превзойдет по качеству ME2. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  16. BioWare косвенно намекнула на разработку Mass Effect 3. 3DNews (28 марта 2010 года). Проверено 31 марта 2010.
  17. BioWare: сканирование планет перейдет в Mass Effect 3. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  18. Нишу между Mass Effect 2 и Mass Effect 3 заполнят дополнения. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  19. Связь Mass Effect 3 с предыдущими частями. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  20. Слух: Mass Effect 3 для PS3 анонсируют в октябре. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 11 сентября 2010.
  21. Новые слухи о Mass Effect 3. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 10 декабря 2010.
  22. официальный анонс. Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 12 декабря 2010.
  23. Mass Effect 3 — Клинт Мэнселл пишет музыку для игры!
  24. Mass Effect 3 — Джокер возвращается!
  25. Mass Effect 3 — Триша Хелфер вновь озвучит СУЗИ
  26. Mass Effect 3 — Джеймс Сандерс меняет фамилию
  27. Mass Effect 3 — Подробности из PSM3
  28. Mass Effect 3 — Новая информация о дате выхода
  29. BioWare | Mass Effect 3
  30. Твиттер
  31. Твиттер
  32. Mass Effect 3 — Кейси отвечает на вопросы фанатов. BioWare.ru (23 Июля 2011 года). Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 07 Августа 2011 года.
  33. Mass Effect 3 — Продолжение ответов Кейси. BioWare.ru (23 Июля 2011 года). Архивировано из первоисточника 21 апреля 2012. Проверено 07 Августа 2011 года.
  34. Демо-версия игры на сайте Bioware
  35. Mass Effect 3 Review for 360, PS3. 1UP (March 6, 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  36. Mass Effect 3 review. Edge (March 6, 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  37. Mass Effect 3 Review. Eurogamer (6 march 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  38. Mass Effect 3 Review – Xbox 360. G4TV (March 6, 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  39. Mass Effect 3. Game Informer (March 6, 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  40. Mass Effect 3 Review. GameSpot (March 6, 2012). Проверено 6 марта 2012.
  41. http://www.gametrailers.com/video/review-hd-mass-effect/727642 Mass Effect 3 Video Review]. Gametrailers (March 6, 2012). Проверено 7 марта 2012.
  42. Обзор игры на сайте IGN
  43. Mass Effect 3 review. PC Gamer (March 6, 2012). Архивировано из первоисточника 18 июня 2012. Проверено 6 марта 2012.
  44. Mass Effect 3 // Рецензия (обзор, review) на AG.ru
  45. Обзор игры Mass Effect 3 от PlayGround.ru
  46. Обзор игры на сайте Игромания
  47. Обзор игры на сайте Gmbox
  48. Обзор игры на сайте Канобу

Ссылки

  • Официальный сайт «Mass Effect» на сайте BioWare.com (англ.)
  • Mass Effect 3 (рус.) на сайте PlayGround.ru

Mass Effect 3.