Aggorod.ru

Энциклопедический ресурс

Судостроительный завод имени Андре Марти
Судостроительный завод имени Андре Марти
Деятельность

Судостроение

Год основания

1914

Прежние названия
  • Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода,
  • Адмиралтейский отдел Балтийского завода

Судостроительный завод имени Андре Марти — судостроительное предприятие, существовавшее в Ленинграде на базе Адмиралтейства в 1914—1936 годах.

Это один из исторических этапов существования предприятия «Адмиралтейские верфи». В этот период произошло восстановление предприятия, которое пришло в упадок после Гражданской войны и разрухи.

Содержание

Предыстория

После Великой Октябрьской революции у Адмиралтейского завода начались серьёзные проблемы, связанные с низкой загрузкой производственных мощностей. В связи с этим этот завод с 28 октября 1921 года был переведён в состав Балтийского завода (бывший Обуховский). 7 ноября 1922 года Адмиралтейскому судостроительному заводу было присвоено имя французского коммуниста, рабочего — Андре Марти, он стал называться «Отделение имени Андре Марти Балтийского завода».

К 1 ноября 1922 года на нём числилось 245 рабочих и служащих, в связи с этим комиссия Балтийского завода принимает решение (5 июня 1923) о его закрытии и консервации.


Вскоре бывшее имущество (то что осталось не разворованным и не сгоревшим) и территория Нового Адмиралтейства окажется в ведении пяти организаций: Адмиралтейского судостроительного завода, ЦИТа, Рудметаллторга, Погранфлотилии ГПУ и Отдела правления по реализации неликвидных фондов.

13 января 1926 года «А.Марти» вышел из подчинения Балтийскому заводу. А вскоре к нему будет присоединен находящийся на консервации завод им. Карла Либнехта (бывший Франко-Русский).

В этом же году завод получает первый государственный заказ на строительство 6, дизельных двухвинтовых буксиров для Астраханского рейда. 25 октября был заложен первый и в течение 2 лет все спущены на воду, а в 1929 году сданы заказчику: «Дзержинский», «10 лет Октября», «Память Войкова», «Профинтерн», «Тов. Кузьмичев», «Урицкий».

1928—1932 годы

Строятся 7 барж водоизмещением 260 тонн, и поручается организация строительства ТК проекта АНТ-4 (типа «Ш-4»). Ленинградский завод железобетонных изделий передал на достройку «А.Марти» док который в 1930 году продали Ленинградскому торговому порту. Для линии Архангельск — Онега — Кемь были построены грузопассажирские пароходы «Карелия», «Мудьюг» и «Поморье» (водоизмещением 1 120 тонн и пассажировместимостью 190 человек). Для треста «Перерыба» — рефрижераторные теплоходы «Ленинград», «Тегеран», «Волга», «Кубань», «Нева» и «Рион» — последние 4 с аммиачной установкой. Лесовозы — «Комилес» и «Севзаплес». Достроили ледокол «Торос». Провели капитальный ремонт гидрографического судна «Таймыр».
11 речных 200-сильных буксиров для лесоспалава. 237 местный пассажирский пароход «Пятилетка»

C 1927 года начинается внедрение на заводе электросварки (на второстепенных изделиях). Уже к середине 1929 года создается группа для разработки технологии сварных судовых конструкций. К 1931 году на заводе было 112 электро и 60 газосварщиков. Организуется электросварочный цех, и через год потребность завода в этих специалистах перевалит 440 человек. В 1933 году сварочных аппаратов больше 120 шт.

На заводе выпускается многотиражная газета «Стапель» переименованная в 1931 году в «Мартиец»

1932—1937

При строительстве лесовозов «Северолес» и «Максим Горький» впервые была применена секционная сборка корпуса. Главный инженер завода (он же инициатор идеи) А. И. Павлов считал, что полный переход на такой метод возможен с внедрением полносварных корпусов.
В конце июня 1933 года заводу поручили строительство гидросамолета, дальнего арктического разведчика ДАР. Осуществлял строительство ТК «Г-5». Подводных лодок (ПЛ) «Щ-102» и «Щ-103» — для Тихого океана — «Щ-121» и «Щ-123», а на деньги «Союза воинствующих безбожников СССР» и «Щ-305».
«С-54», «С-55», «С-56» — сборка и достройка осуществлялась во Владивостоке на «Дальзаводе». Из 9 заказаных самых крупных ПЛ (СССР) до ВМВ — 6 строил «А.Марти» — «К-1», «К-2», «К-3», «К-51», «К-52», «К-53».

С середнины 1934 года строил серию из трёх гидрографических судов типа «Седов» (позднее «Океан») — «Океан», «Охотск», «Мурман».
Сразу после них заложили более крупные грузопассажирские ледокольные суда — «Дежнев» и «Леваневский» (3 400 тонн). (тот самый «Дежнев» который в 1942 году будет стрелять по «Адмиралу Шееру»)
Для «Буксиров типа УМС» стрившихся на заводе «Судомех», «А.Марти» изготавливал паровую машину.
Для аварийно-спасательной службы КБФ построит спасатели — «Нептун» и «Сатурн» (1 800 л.с.).

Реконструкция предприятия в 1935—1937 годах — производится капитальный ремонт обеих стапелей с заменой кранов.

1937

Вместе с мобилизацией промышленности СССР завод А.Марти получил номер 194, и в официальных документах называется Завод № 194.

В 1939 году на заводе был заложен уникальный корабль «М-400» подводная лодка — торпедный катер, с единым двигателем (дизельным), по проекту инженера В. Л. Бжезинского.
В 1939 году на южном стапелях завода закладывается легкий крейсер «Желязняков» (пр. 68) и тяжелый — «Кронштадт» (пр. 69).

К 1940 году завод занимал территорию свыше 46 га. Располагал 1922 единицами основного производственного станочного оборудования в 25 цехах. В его распоряжении находились два буксира «Таран» и «Мартиец», один катер, 100-тонный несамоходный плавкран, плавмастерская и несамоходный водолазный бот, два паровоза, один мотовоз и 20 жд платформ. 73 грузовых, 6 легковых автомобилей, 3 автоцистерны, 2 автокрана, автобус, 3 пожарных и 1 санитарная машина и 6 тракторов.
На балансе завода находилось 9 кирпичных домов квартирного типа, 20 постоянных и 9 временных домов для общежитий. Дом отдыха и санаторий на станции Сиверская, детсад и ясли, а на территории завода учебный комбинат и 3 столовые.

Великая Отечественная война

После начала войны постановлением ГКО от 10 июля 1941 года строительство всех линкоров и крейсеров было приостановлено. 27 июня создается ЛАНО, 6-я дивизия которой комплектуется из рабочих «А.Марти», «Судомеха», Ленинградского кораблестроительного института и других предприятий Октябрьского района города Ленинграда. Из 7 922 человек числящихся на заводе на начало войны в течение только 1941 года в армию, ополчение, истребительные батальоны, ремонтные мастерские уйдет 3 209 человек. За второе полугодие 1941 года на заводе было изготовлено более тысячи батальонных миномета (82-мм ?).

С 3 июля в течение месяца завод переоборудовал 7 самоходных грунтоотвозных шаланд в канонерские лодки. 10 сентября подписан приемный акт на ПЛ «Щ-407» и «Щ-408». В конце 1942 года завод сдал флоту ПЛ «К-52», а в середине и конце 1943 года «К-53» и «К-51» соответственно.

Строил бронекатера проекта 161 и малые охотники (МО).

В 1943 году выпуск продукции по сравнению с прошлым годом возрастет в 1,5 раза. Завод неоднократно занимал первое место в соцсоревновании и за успешное выполнение фронтовых заказов коллективу было присуждено переходящее Красное Знамя ВМФ и Красное Знамя ГКО (оно будет оставлено заводу на вечное хранение).

За время войны на территорию завода упало 468 снарядов, 154 зажигательных и 32 фугасные бомбы. От них и голода на предприятии погибло более 2 тысяч человек, одним из них стал Леонид (Лёка) Савичев — брат Тани Савичевой.

После войны

Первоочередной задачей перед заводом было восстановление хозяйства и достройка кораблей. Одним из первых был спущенный на воду в 1941 году крейсер «Железняков» (проект 68), его достраивали уже по откорректированному проекту 68К и сдали флоту в 1950 году. На его базе на заводе продолжали строительство крупной серии крейсеров проекта 68-бис. В процессе строительства крейсеров произвели реконструкцию производственных помещений, и постройку нового сборочного-сварочного цеха предсборки и достроечной набережной Большого ковша.

Танкеры проекта 563 (тип «Казбек» 16 250 т (первый построен в Николаеве 1950 г.) первый для завода — «Ленинград» был заложен в январе 1953 года, в июне уже спущен на воду, а в конце декабря принят заказчиком. За 5 лет было построено 15 танкеров этого типа и 5 по модернизированному проекту 563Е.

Строил ПЛ типа А615
В середине 50-х годов завод одним из первых внедрил метод ультразвуковой дефектации сварных швов. 17 июля 1956 года на южном стапеле завода начались работы по разбивке плаза под атомоход «Ленин». Впервые применялась масштабная разбивка плаза и фотооптический метод разметки деталей корпуса. 25 августа ледокол был заложен.

С декабря 1957 года завод имени Андре Марти именуется — Адмиралтейский завод.

Ленинградское Адмиралтейское объединение (куда входит и «А.Марти») в 40-ю годовщину Победы будет удостоено ордена Отечественной войны I степени.

Директоры

  • А. М. Морозов 1926—1928
  • П. З. Старущенко 1928—1931
  • А. В. Белов 1931—1932
  • В. Н. Сушунов 1932—1937
  • А. К. Плакида 1937—1938
  • Н. Г. Барабанов 1938—1941
  • В. Н. Лебедев 1941—1942
  • Н. Я. Оленников 1942—1944
  • П. П. Перовский 1944—1948
  • В. М. Орешкин 1948—1952
  • Б. Е. Клопотов 1952—1964


 
 
 
 
Адмиралтейский дом, с 5 ноября 1704 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Галерный двор, с 1712 года
 
Санкт-Петербургское адмиралтейство (Главное адмиралтейство), до 1861 года
 
Галерный остров, с 1719 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Галерная верфь, с августа 1721 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Новое адмиралтейство, с 1800 года
 
 
 
 
 
 
 
 
Литейно-механический завод Берда, с 1792 года
 
 
 
 
 
 
 
Адмиралтейский судостроительный завод, с 1908 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Франко-русский завод, с 1891 года
 
 
 
 
Адмиралтейский судостроительный и башенный завод, с 1913 по 1914 годы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Охтинский снарядный цех в аренде у Адмиралтейского завода с 1 января 1915 по ноябрь 1921 года
 
Объединение Адмиралтейского судостроительного завода и Балтийского завода, с 19 октября 1914 по 7 марта 1918 года
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Адмиралтейский отдел Балтийского завода, с 28 октября 1921 по 1922 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Отделение имени Андре Марти Балтийского завода, с 1922 по 1925 год
 
Завод имени Карла Либкнехта, с 1922 по 1925 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Судостроительный завод имени Андре Марти, с 13 января 1926 по 1936 год
Новое адмиралтейство, с 1 декабря 1926 года выделено для ликвидации
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Завод вспомогательных механизмов «Судомех», с 13 июля 1931 по 1937 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Завод № 196, с 1 января 1937 по 1966 год
 
 
 
 
 
Завод № 194, с 1 января 1937 по 1957 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ново-Адмиралтейский завод, с 25 октября 1966 по 1972 год
 
 
 
 
 
 
 
Адмиралтейский завод, с 21 декабря 1957 по 1972 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ленинградское адмиралтейское объединение, с 31 января 1972 по 1992 год
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Государственное предприятие Адмиралтейские верфи, с 30 марта 1992 года

59°55′02″ с. ш. 30°16′08″ в. д. / 59.917222° с. ш. 30.268889° в. д. (G) (O)

Судостроительный завод имени Андре Марти.