Aggorod.ru

Энциклопедический ресурс

Павелецкая (станция метро, Замоскворецкая линия)

55°43′50″ с. ш. 37°38′11″ в. д. / 55.730556° с. ш. 37.636389° в. д. (G) (O) (Я)

«Павелецкая»
Замоскворецкая линия
Московский метрополитен
Дата открытия:

20 ноября 1943 года

Проектное название:

Павелецкий вокзал, Донбасская

Прежние названия:

нет

Тип:

Колонная трёхсводчатая глубокого заложения

Глубина заложения, м.:

33,5 метра

Количество платформ:

1

Тип платформы:

островная

Форма платформы:

прямая

Архитекторы:

А. Н. Душкин, Н. С. Князев

Архитекторы вестибюлей:

А. Н. Душкин в соавторстве с Н. С. Князевым; реконструкция — С. В. Лященко, Е. С. Демченко

Инженеры-конструкторы:

А. Н. Пирожкова, М. Семиз, Б. Уманский, В. И. Дмитриев

Станцию возвело:

Шахта № 406 (СМУ-7) Мосметростроя (руководители Н. Данелия, А. Филиппов)

Выход к улицам:

здание Павелецкого вокзала, Павелецкая площадь, улица Зацепа и Дубининская, Садовое кольцо (Валовая улица и улица Зацепский Вал), Новокузнецкая улица

Переходы на станции:

Павелецкая

Наземный транспорт:

А 6, 13, 106, 158, 632; Тб Б; Тм А, 3, 35, 38 39

Время открытия:

5:35

Время закрытия:

1:00

Работающие операторы
сотовой связи:

МТС, Билайн, МегаФон

Код станции:

030

«Павелецкая» на Викискладе
Замоскворецкая линия
Улица Дыбенко
Беломорская
оборотные тупики
Речной вокзал
Водный стадион
Войковская
гейт к Подмосковной
ТЧ-2 «Сокол»
Сокол
Аэропорт
Динамо
оборотные тупики
Белорусская
Маяковская
Тверская
ССВ к Курской
Театральная






Новокузнецкая
ССВ к Павелецкой
ССВ к Серпуховской
ССВ к Октябрьской
Павелецкая
Автозаводская
оборотные тупики
Технопарк
Нагатинский метромост через р. Москву
Коломенская
съезд к Каширской
Каширская
съезд к Варшавской
Кантемировская
Царицыно
Орехово
оборотные тупики
Домодедовская
Красногвардейская
оборотные тупики
ССВ к Зябликово
ТЧ «Братеево»
Алма-Атинская

«Павеле́цкая» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Новокузнецкая» и «Автозаводская». Находится на территории района «Замоскворечье» Центрального административного округа города Москвы. Является памятником архитектуры, в 2010 году установлена соответствующая доска.

Содержание

История

Станция открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена во время Великой Отечественной войны 20 ноября 1943 года на действующем перегоне «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная») — «Завод имени Сталина» (ныне — «Автозаводская»). С 1 января 1943 года поезда на уже действующем участке «Театральная» — «Автозаводская» следовали через «Павелецкую» без остановки.

Название станции дано по расположенному вблизи Павелецкому вокзалу. Тоннель перехода с Кольцевой на Замоскворецкую линию является одной из самых длинных пересадок метро в Москве.

После войны станция была перестроена по проекту, близкому к первоначальному, и открыта 21 февраля 1953 года уже как колонная.

20 апреля 1987 года загорелся находившийся на станции поезд. В результате пожара серьёзно пострадала отделка южного торца станции. Но в то время реконструировался Павелецкий вокзал, и была проведена реконструкция «старой» части станции, придавшая ей мрачный вид и усилившая непохожесть старой и новой частей станции.

Террористический акт в 2004 году

В вагоне, следовавшем в центр между станциями «Автозаводская» и «Павелецкая» 6 февраля 2004 года произошёл взрыв.

Вестибюли и пересадки

Имеется наземный вестибюль (авторы проекта — А. Н. Душкин и Н. С. Князев).

В 1953 году при реконструкции станции были построены северный эскалаторный тоннель в общий вестибюль с одноимённой станцией Кольцевой линии и переход на неё из центрального зала (открыт 30 июля 1955 года).

С 1950 года по 1953 год перехода между станциями не было.

Южный вестибюль внутри здания Павелецкого вокзала

В результате реконструкции Павелецкого вокзала, проведённой в 1980-х годах, южный вестибюль станции был наполовину снесён, и его фасад встроен в ныне существующее здание Павелецкого вокзала, площадь которого увеличилась в 6 раз. Одновременно был сооружён выход непосредственно в здание вокзала. В настоящее время сохранившийся фасад южного вестибюля можно увидеть внутри здания Павелецкого вокзала.

Техническая характеристика

Конструкция станции — колонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 33,5 метра). Сооружена по индивидуальному проекту. Авторы первоначального проекта — В. А. Веснин и А. А. Веснин (соавторы — С. В. Лященко, С. Ф. Зебек и Е. С. Демченко). Этот проект не был реализован, и к 1943 году станция была построена по несколько изменённому проекту А. Н. Душкина и Н. С. Князева. Станция была пилонной, лондонского типа: центральный зал отсутствовал. К 1953 году была проведена реконструкция станции (по проекту С. В. Лященко и Е. С. Демченко), в результате которой «Павелецкая» стала колонной, появился центральный зал. Первоначальные пилоны сохранены лишь на небольшом участке в южном торце станции.

Оформление

Колонны и путевые стены отделаны белым мрамором, пилоны облицованы светло-розовым мрамором «уфалей», пол выложен серо-розовым гранитом. Светильники размещены в кессонах свода центрального зала. Художественное оформление «Павелецкой» посвящено истории вооружённых сил СССР. Центральный зал станции украшен бронзовыми медальонами (скульптор И. С. Ефимов) и лепным орнаментом. На одной из стен наземного вестибюля расположено мраморное панно В. Ф. Бордиченко и Е. Д. Машковцевой. Плафон вестибюля был расписан бригадой В. Ф. Бордиченко.

  • «Ударник Метростроя» (июль, 1943 года) писал: «В веерной части наклонного хода Павелецкой (начальник объекта товарищ Данелиа) забетонированы лебёдка, тренога от маркшедерского нивелира, спецовка, двери и другие предметы, не имеющие никакого отношения к конструкции сооружения»[1].
  • Мозаичные панно В. А. Фролова, размещённые на станции «Новокузнецкая» изначально планировались для станции «Павелецкая», но не были там размещены в связи с задержкой строительства станции[1].

Станция в цифрах

  • Код станции — 030.
  • Время открытия станции для входа пассажиров — в 5 часов 35 минут; время закрытия — в 1 час ночи. [1].
  • Таблица времени проезда первого поезда через станцию [2]:
Понедельникпятница
(чч:мм:сс)
Субботавоскресенье
(чч:мм:сс)
По нечётным числам
По чётным числам
В сторону станции

«Речной вокзал»

5:43:55 5:43:55
5:43:55 5:43:55
В сторону станции

«Красногвардейская»

5:47:15 5:47:40
5:47:15 5:47:40

Фотографии

См. также

Примечания

  1. ↑ Документальный фильм «Советская империя. Метро» (2009)

Ссылки

  • «Павелецкая» на официальном сайте Московского метрополитена
  • «Павелецкая», первоначальный проект
  • «Павелецкая» на сайте Артемия Лебедева metro.ru
  • «Павелецкая» на news.metro.ru
  • План-схема станции и пересадочного узла
  • «Павелецкая» на KartaMetro.info — Городской транспорт, выходы в город и схема станции на спутниковой карте Москвы.
  • «Павелецкая» на Яндекс. Картах

Павелецкая (станция метро, Замоскворецкая линия).