Aggorod.ru

Энциклопедический ресурс

Куб (фильм)
Куб
Cube
Жанр

фантастика, психологический триллер

Режиссёр

Винчензо Натали

Продюсер

Мера Мех
Бетти Ор

Автор
сценария

Андре Бижелик
Винчензо Натали
Грэм Мэнсон

В главных
ролях

Уэйн Робсон,
Морис Дин Винт,
Дэвид Хьюлетт,
Эндрю Миллер,
Николь де Боер,
Никки Гуаданьи,
Джулиан Ричингс

Оператор

Дерек Роджерс

Композитор

Марк Корвен

Кинокомпания

The Feature Film Project
The Harold Greenberg Fund
Odeon Films
Ontario Film Development Corporation
Téléfilm Canada
Viacom Canada
Cube Libre

Длительность

91 мин.

Бюджет

365 000 CAD[1] (оценочно)

Сборы

501 818 $[2]

Страна

 Канада

Язык

английский

Год

1997

Следующий фильм

Куб 2: Гиперкуб
Куб Ноль

IMDb

ID 0123755

«Куб» (англ. Cube) — канадский фантастический фильм 1997 года режиссёра Винченцо Натали. Слоган киноленты — «Не ищи причину. Ищи путь наружу»[3].

Содержание

Сюжет

Несколько людей очнулись в разных комнатах кубической формы, соединённых между собой разными способами, не зная, как сюда попали. После хождений по комнатам они наткнулись друг на друга. Компания получилась очень разношёрстной (полицейский, школьница, дизайнер внешнего каркаса куба, парень, страдающий аутизмом, врач и бывший заключённый), они долго ищут выход, комната за комнатой, но это нелегко. Во многих комнатах есть смертельные ловушки, реагирующие на движение, звук или на выделения кожи. С развитием сюжета полицейский Квентин оказывается неуравновешенным, и именно он создаёт больше проблем, чем сами комнаты-ловушки.

По мере продвижения героев по комнатам строится множество гипотез о загадочных цифрах, находящихся в люках между комнатами.

Левен и Ворт в комнате выхода.

Персонажи

Имя Актёр
Квентин Морис Дин Винт Работает в полиции. Психически неуравновешенный, по его вине гибнут Холлоуэй, Левен и Ворт. Погиб в результате перерубания пополам движущейся комнатой.
Холлоуэй Никки Гуаданьи Врач, красноречива, верит в теорию заговора. Скорее всего, погибла в результате падения с высоты, когда её отпустил Квентин[4].
Левен Николь де Боер Ученица. Единственный член группы, у которого остались личные вещи (очки). Благодаря её исключительным способностям к математике группе удаётся избежать большинства ловушек. Погибла в комнате выхода, Квентин пырнул её частью конструкции рукоятки двери.
Ворт Дэвид Хьюлетт Молодой мужчина. Участвовал в создании внешнего каркаса Куба, но не подозревал, что он создает, пока сам не попал в куб. Погиб в комнате выхода, его также пырнул рукояткой Квентин.
Рэнн Уэйн Робсон Бывший заключенный, имеет прозвище Крапивник. Ему удалось сбежать из семи тюрем, обходя сенсорные датчики. Полученные знания о датчиках позволили ему выжить в кубе некоторое время. Погиб в синей комнате, облитый кислотой.
Казан Эндрю Миллер Мужчина с ярко выраженным психическим расстройством — синдромом саванта. Рыжий. Любит синие комнаты, ненавидит красные, в зеленых бьется головой об стену. Квентин практически сразу предлагает избавиться от него, заявляя, что Казан будет всех задерживать. Хотя на самом деле он очень помогает всем своими способностями к математике тогда, когда Левен оказывается в затруднительном положении. Единственный, кому удалось выйти из куба.
Алдерсон Джулиан Ричингс Алдерсон появляется в вводной части фильма (и на обложке DVD), но потом нигде не встречается. Он убит ловушкой (решетка из «лапши» (тонкой проволоки) разрубает его на кубики на 2-ой минуте фильма).

Имена героев

Имена всех персонажей фильма выбраны не случайно. Фамилии героев взяты из названий известных тюрем: Квентин — это тюрьма Сан-Квентин в Калифорнии, известная своими жестокими условиями; Казан — Казанская тюрьма (Татарстан); Холлоуэй — Holloway Prison, женская тюрьма в Лондоне; Ренн — тюрьма в Ренне, Франция; Алдерсон — тюрьма в Alderson, Западная Виргиния; Левен и Ворт — тюрьма в городе Leavenworth, Канзас[3].

Устройство куба

Куб представляет собой систему из 17 576 комнат (26 комнат по каждой оси), заключённых во внешнюю оболочку (по словам Ворта размер внешней оболочки — 434 фута на грань, то есть длина грани большого куба равна приблизительно 143 метрам). Некоторые комнаты периодически меняют своё положение в системе. Комнаты находятся на некотором удалении от внешней оболочки, и только одна из них иногда соприкасается с ней («мост»).

Каждая комната представляет собой куб, по центру каждой грани которого находится шлюз-дверь в соседнюю комнату. Снаружи за шлюзом находятся три трёхзначных числа, которые характеризуют комнату — первоначальное положение комнаты в прямоугольной системе координат (сумма цифр) и её перемещения в системе.

Стены комнаты украшены многочисленными геометрическими рисунками, среди которых могут быть замаскированы ловушки. На некотором расстоянии в стенах есть углубления с металлическими стержнями, служащими лестницей.

Ловушки

«Опасная» комната снабжена скрытыми датчиком и ловушкой самых разнообразных конструкций и визуально никак не отличается от безопасной.

Все датчики служат для обнаружения человека, однако некоторые можно «обмануть» (датчик, реагирующий на голос, не сработает, если пройти комнату молча; датчик движения сработает на брошенный ботинок).

Все ловушки направлены на быстрое и жестокое убийство попавшего в них человека — рассечение на множество частей, протыкание, сжигание, распыление кислоты. Ловушки срабатывают в течение нескольких секунд, и есть шанс избежать гибели — Квентин дважды покидает комнату с активированной ловушкой.

Саундтрек

Музыку к фильму писал Марк Корвен. По стилю саундтрек близок к индастриалу. Первоначально не планировалось выпуска «Cube — Original Score by Mark Korven», но, по многочисленным просьбам поклонников, мини-саундтрек все же вышел, правда гораздо позже самого фильма. В альбом входят следующие композиции:

  1. Why Are We Here (Почему мы здесь?; 5:11).
  2. The Rope (Веревка; 4:13).
  3. Prime Numbers (Простые числа; 3:18).
  4. Wrong Door (Неверная дверь; 2:26).
  5. Escape (Выход/Избавление/Спасение; 6:43).

Производство

Фильм был снят в звукозаписывающей студии в Торонто[5]. Для съёмок была построена всего одна комната с размерами 14×14×14 футов. Цвет комнаты изменяли с помощью сменных цветных панелей. Фильм снимали последовательно для каждого цвета, так как смена панелей требовала времени. Изначально хотели сделать шесть цветов для комнаты, но из-за небольшого бюджета пришлось сделать только пять. На съёмках была всего одна работоспособная дверь[6]. Компания C.O.R.E. изготовила все цифровые спецэффекты для фильма бесплатно. В одном из ранних вариантов сценария персонажи должны были найти остатки какой-то странной инопланетной еды. От идеи пришлось отказаться, так как она давала слишком ясное представление о создателях Куба[3].

Влияние

Фильм был вдохновен эпизодом «Пять персонажей в поисках выхода» (англ.)русск. (англ. Five Characters in Search of an Exit) телесериала «Сумеречная зона»[7]. Рецензенты отметили, что атмосфера киноленты напоминает «Процесс» Франца Кафки, а на сценарную основу устройства куба возможно повлиял рассказ Роберта Хайнлайна «Дом, который построил Тил»[3].

Отзывы и популярность

Рейтинги и награды

Сайт Internet Movie Database поставил средний балл фильму в размере 7,5 из 10 возможных[8]. Интернет-портал Rotten Tomatoes отметил фильм 59% рейтингом, который составлялся на основе 34 рецензий, 20 из которых были положительные, 14 — негативные[9]. На сайте Metacritic рейтинг «Куба», основанный на 12 обзорах, составил 61 балл из 100[10].

Фильм получил 8 наград на конкурсах и фестивалях, а также номинировался на премию Сатурн в категории «лучший фильм на видео»[3].

Обзоры

Михаил Попов, рецензент от журнала «Мир фантастики», заявил, что для производства культового фильма не требуется больших средств, и кино, «снятое за сущие копейки», нередко оказывается настоящим шедевром. Фильм был охарактеризован как произведение искусства, самое ценное в котором — уникальная сюжетная линия и первосортная игра актёров. Уровень постановки киноленты обеспечивается чувствами, эмоциями и взаимоотношениями актёров. В итоге, «Куб» — это не просто триллер, это гимн клаустрофобии, рассказывающий о борьбе человека самим с собой. Критик выразил мысль о том, что первая часть получилась наиболее удачной в трилогии, и она порадует как лиц с «техническим» складом ума, так и с гуманитарным[3]. По версии того же издания трилогия Куб вошла в рейтинг «Сокровищница кинематографа» в жанре научная фантастика[11].

См. также

Примечания

  1. Информация о бюджете фильма и кассовых сборах  (англ.). Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 ноября 2010.
  2. Калькуляция сборов  (англ.). Box Office Mojo. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011. Проверено 28 ноября 2010.
  3. ↑ 6 граней, 12 ребер, 8 вершин. "Куб"  (рус.). Мир фантастики, №27 (Ноябрь 2005 (27.12.05)). Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 23 января 2012.
  4. Гибель в фильме не показана, но она вполне вероятна.
  5. CBC.ca. CBC.ca (15 ноября 2005). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 февраля 2011.
  6. Sfgate.com. Sfgate.com (20 ноября 1998). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 21 февраля 2011.
  7. Biography of Vincenzo Natali. Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 4 августа 2011.
  8. Куб (1997)  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 24 января 2012.
  9. Cube (1997)  (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 24 января 2012.
  10. Cube  (англ.). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 24 января 2012.
  11. Сокровищница кинематографа. 100 лучших фантастических фильмов  (рус.). «Архивировано из первоисточника 17 августа 2012. Проверено 7 августа 2012.

Ссылки

Куб (фильм).