Aggorod.ru

Энциклопедический ресурс

Инцидент с поездом № 1908
Электровоз ВЛ15, идентичный локомотиву поезда № 1908

Инцидент с поездом № 1908 произошёл ночью 11 января 2004 года на линии Волховстрой — Тихвин (Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги). Тяжёлый грузовой поезд весом свыше пяти тысяч тонн, ведомый электровозом ВЛ15-018, проехал запрещающий сигнал, после чего взрезал стрелочный перевод и, выехав со станции на линию, проехал ещё несколько станций, несмотря на запрещающие показания их светофоров. Причиной этого стало психическое расстройство машиниста, который отключил исправные приборы безопасности, а затем, находясь в состоянии бредового психоза, потерял контроль за ведением поезда. Попытки помощника машиниста остановить поезд были пресечены угрозой физической расправы со стороны машиниста. Поезд был остановлен лишь через 47 минут путём снятия напряжения с контактной сети.

В прессе и интернете данный инцидент получил освещение под названиями «Поезд в никуда», «Поезд дьявола», «Безумный поезд» и т.д[источник не указан 561 день].

Содержание

Хронология событий

В Викитеке есть полный текст Телеграмма ОАО «РЖД» № ВП-220

В ночь с 10 на 11 января 2004 года в локомотивном депо Волховстрой (ТЧ-21) заступала на работу локомотивная бригада, состоящая из машиниста Горчакова Э. Ю. и помощника машиниста Абдурахманова А. В., которые работали совместно уже около 8 месяцев. Отдых бригады перед заступлением составлял 36 часов, а время явки должно было быть 23:00. Однако к назначенному времени в депо прибыл лишь помощник машиниста Абдурахманов, который уже через 15 минут доложил заведующей резервом локомотивных бригад Одиноковой-Петровой Е. А. (замещала нарядчика, отпущенного на свадьбу; работала вторую смену подряд) о неявке машиниста. Заведующая резервом позвонила машинисту Горчакову домой, чтобы выяснить причину опоздания, на что машинист сообщил, что проспал. В связи с этим за ним была отправлена дежурная машина, и в 0:15 Горчаков Э. Ю. прибыл в депо.

При прохождении медицинского осмотра фельдшер проверила машиниста алкотестером и замерила пульс, но, в нарушение инструкций, не стала замерять артериальное давление (наиболее вероятно, из-за спешки, связанной с опозданием машиниста). Тем не менее она оформила допуск бригады в поездку. И. о. дежурного по депо Цветков А. Н., для которого это была всего вторая смена в этой должности, дабы не подставлять бригаду, не стал сообщать ответственному дежурному по депо Власову Б. А. об опоздании машиниста, а в маршрутном листе (ф. ТУ-3) исправил время явки с 23:00 на 00:25. При этом в спешке Цветков, в нарушение инструкций, не провёл проверку документов машиниста. Также мало кто придал значения тому, что машинист вместо железнодорожной формы был одет в праздничный костюм и галстук-бабочку.

Маршрут следования вышедшего из-под контроля поезда № 1908

Локомотивом, на котором бригада должна была начать смену, был электровоз ВЛ15-018 (2 секции, 12 осей). При приёмке Горчаков не стал заправлять в скоростемер ленту, о чём его тут же предупредил Абдурахманов. Однако машинист ответил, что всё в порядке, и в 0:42 электровоз выехал из депо и резервом проследовал к станции Мурманские ворота. Далее на станции электровоз был прицеплен к грузовому составу из 58 вагонов (5070 тонн); сформированному поезду был присвоен номер № 1908. После прицепки локомотива локомотивная бригада совместно с осмотрщиком вагонов Яковлевым Н. В. (из ВЧД-17) провела полное опробование тормозов данного поезда. Однако оно было проведено с нарушениями инструкции, в частности, в выданной машинисту справке об опробовании (ф. ВУ-45) не были указаны плотность тормозной сети поезда и время опробования. Помимо этого, после отправки поезда № 1908 со станции, уже в пути следования, машинист Горчаков не стал проводить проверку тормозов на эффективность.

Когда поезд ехал по перегону Волховстрой IIКуколь, по радиосвязи их вызвала дежурная по станции (ДСП) Куколь Верещагина Л. А. и доложила о том, что входной светофор закрыт, так как со станции Пороги к станции Куколь (данная станция является узловой и на ней сходятся три направления) следует грузовой поезд, который следует пропустить вперёд поезда № 1908. С ней разговаривал помощник машиниста Абдурахманов, который подтвердил, что информация принята. Поезд, как и положено, стал сбавлять скорость. Однако неожиданно машинист Горчаков вдруг увеличил тягу электровоза, в результате чего скорость стала возрастать. Попытки Абдурахманова пресечь противоправные действия Горчакова были встречены угрозой физической расправы (машинист был крупнее помощника, в том числе значительно выше ростом). Машинист отключил локомотивную сигнализацию (АЛСН), и в 2:58 ночи поезд № 1908 проехал под красный сигнал входного светофора станции Куколь и въехал на станцию на неподготовленный маршрут и взрезал стрелочный перевод № 4, после чего выехал на главный путь. Попытки ДСП Куколь Верещагиной Л. А. и поездного диспетчера (ДНЦ) Ивановой Г. Н. связаться с локомотивной бригадой данного поезда оказались безуспешны, так как машинист выключил радиостанцию. Поезд № 1908 продолжал наращивать скорость.

Диспетчер дала указание ДСП Мыслино перекрыть входной светофор, но в 3:02 вышедший из-под контроля поезд пролетел эту станцию без остановки. Следующей на линии находилась станция Валя, после неё Цвылёво, а за ней уже Тихвин. В 3:05 ДНЦ связалась с ДСП Валя Кудрявцевой А. В. и доложила ей о происходящем. Тогда Кудрявцева предложила связаться с энергодиспетчером и обесточить перегон. В 3:13 на станции Валя были перекрыты входной и выходной светофоры, одновременно с этим энергодиспетчером Титовой О. Б. по указанию дежурной Кудрявцевой был обесточен 2-й главный путь на перегоне Валя—Цвылёво, а также на самой станции Валя. Через минуту на станцию и обесточенный путь на большой скорости влетел поезд № 1908. Однако, несмотря на отключение питания, скорость поезда поначалу продолжала расти, так как он выехал на затяжной спуск. Но вскоре профиль пути сменился на крутой (8 ‰) подъём, и уже на нём скорость поезда стала снижаться. Наконец в 3:45 поезд под управлением машиниста Горчакова остановился на 173 км у пикета 5 (172,4 км от Санкт-Петербурга). От станции Валя по обесточенному перегону поезд № 1908 проехал около 8 километров. Помощник машиниста Абдурахманов не замедлил воспользоваться такой остановкой и, выскочив из локомотива, побежал на станцию Цвылёво (до неё поезд не доехал около 10 км), чтобы доложить о произошедшем. Между тем незаторможенный грузовой поезд на крутом уклоне начал скатываться назад к станции Валя. Такой спуск растянулся на 1,5 километра, после чего поезд № 1908 наконец окончательно остановился. Считая от момента проезда станции Куколь, поезд проехал около 40 километров за 47 минут, то есть со средней скоростью 51 км/ч, максимальная скорость поезда достигала 95 км/ч.

Вскоре со встречным поездом № 687 «Вологда — Санкт-Петербург» к остановившемуся грузовому поезду прибыл отряд милиции. Помимо этого, по указанию поездного диспетчера, локомотивная бригада поезда № 687 с помощью тормозных башмаков закрепила поезд № 1908 от ухода. После этого в 4:14 милиционеры наконец проникли в кабину электровоза ВЛ15-018, где обнаружили машиниста Горчакова в невменяемом состоянии. Машиниста доставили в Волховскую железнодорожную больницу, где ему был поставлен диагноз — острый бредовый психоз с агрессивными тенденциями.

Характеристика участников инцидента

В январе 2004 года члены локомотивной бригады и локомотив были приписаны к локомотивному депо Волховстрой (ТЧ-21).

Настоящее время

Электровоз ВЛ15-018 по данным на конец 2010 года продолжает числиться в инвентарном парке локомотивного депо Волховстрой (ТЧ-21). Однако электровоз не эксплуатируется, а находится на базе запаса в Торжке (Тверская область)[1].

Примечания

  1. Статистика по базам запаса ОктЖД  (рус.). Клуб TrainSim (19.12.2010). Архивировано из первоисточника 23 июля 2012. Проверено 15 марта 2011.

См. также

Литература

  • Владимир Ишечкин. Развал (рус.) // Гудок. — 2004. — № 1.
  • Алексей Лебедев. Поезд в никуда (рус.) // Гудок. — 2004. — № 2.
  • Игорь Ветров, Глеб Самойлов. Безумный поезд (рус.) // Премьер. — Вологда, 2004. — № 4 (333).

Инцидент с поездом № 1908.